Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
УМК «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Русское слово».

 «Основы светской этики». 4 и 5 классы

 
 

В силу того что Россия многонациональная страна, на ее территории много конфессий. Наиболее распространенные – православие, ислам, буддизм, иудаизм. Большой процент среди населения России занимают атеисты и люди, исповедующие менее распространенные религии и культы. Для тех родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок изучал какую-либо из предложенных школой религий, как альтернатива курсу «Основы религиозных культур» был введен курс«Основы светской этики».

Курс знакомит школьников с нормами этики и этикета, воспитывает патриотизм, гордость и уважение к Родине вне зависимости от принадлежности к одной из религиозных конфессий, объясняет, что такое добро и зло, честность и предательство, вежливость и уважение и т.д. Основная цель данного курса – дать учащимся понять, что мораль – неотъемлемая часть культуры, воспитать человека, отвечающего за свои слова и поступки, умеющего анализировать свое поведение и бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Издательством «Русское слово» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» выпущены учебники по «Основам светской этики» для 4 и 5 классов.
Учебники, выпущенные издательством «Русское слово», отличаются красочными иллюстрациями, яркими, запоминающимися примерами, облегчающими восприятие материала, и интересно выстроенными заданиями, которые могут выполняться как в классе – под контролем учителя, так и дома – самостоятельно. Во введении учебников поясняется их строение – каждая тема состоит из нескольких частей: основного материала; дополнительного, где собрано самое интересное из истории этики и этикета; вопросов для проверки усвоения материала, зачастую с красиво выполненными рисунками заданий, и раздела с правилами этикета. В конце учебников дан «Словарь вещей и предметов», где объясняется происхождение некоторых знакомых нам вещей (вилка, ложка, фонарь и т.п.).
Во введении модуля «Основы светской этики. 4 класс» М.Т. Студеникина раскрывается значение слова этика, откуда оно пришло и как переводится. Объясняется, почему предмет называется именно «светская этика».
Из учебника дети узнают, что такое Родина, остановятся на происхождении этого слова, вспомнят самые известные реки, озера и города России. Учащиеся познакомятся со значение и происхождением слов этика и этикет; вежливость и уважение; спасибо и пожалуйста; узнают, что такое добрые дела, добро и доброта и антагонист добра – зло. Автор объясняет, что такое щедрость и как она связана с добротой; рассказывает о дружбе и о том, как себя ведут настоящие друзья, что не каждый может стать другом; о честности, искренности и терпении. Учащиеся узнают, чем отличаются гордость и гордыня, что такое скромность и самоуважение, дисциплина и порядок; познакомятсяс традициями, обычаями и обрядами. Интересно рассказывается о происхождении некоторых обычаев (например, почему женщина идет справа от мужчины) и важных религиозных праздниках православных, мусульман и буддистов, дается пояснение значения слова семья.
Задания, расположенные после основного текста,  носят игровой характер, что привлекает внимание учащихся и вызывает интерес к изучаемому предмету. Вопросы в конце темы выстроены таким образом, что заставляют учащихся задуматься о своем поведении. Ответы на некоторые вопросы предлагают школьникам представить ситуацию и поставить себя на место героя, чтобы суметь дать ответ на поставленный вопрос.
Дополнительный материал продолжает темы основного и призван повысить интеллектуальный уровень учащихся. Из него школьники узнают о наших предках – древних славянах, об ассамблеях во времена Петра I, о старинных обычаях, которые соблюдаются и сейчас (например, обычай выпускать на Благовещение птиц на волю). Для лучшего усвоения изучаемых слов и понятий используются былины, притчи, сказки и исторические факты, экскурсы в историю (например, рассказ о войне 1812 года для понимания значения слова гордость).
Рубрика «Этикет» не только знакомит учащихся с современными правилами поведения в обществе, но и рассказывает об этикете в прошлом (правила приличия во времена Ивана Грозного и Алексея Михайловича, традиции «царского обеда»). Школьники узнают, как следует подбирать и дарить цветы,  как приглашать и принимать гостей, как самому ходить в гости, как правильно вести себя за столом и как его сервировать, как дарить и принимать подарки. В одной из тем разбираются правила поведения в общественном транспорте.
 
В состав УМК входят:
– программа курса,
– рабочая программа,
– учебник,
– рабочая тетрадь к учебнику,
– мультимедийное приложение,
– методические рекомендации.
 
Во введении модуля «Основы светской этики. 5 класс» М.Т. Студеникина автор напоминает, что такое этика, и вкратце рассказывает, что будет изучаться в данном курсе. Учебник составлен таким образом, что по окончании темы учитель может провести викторину среди учащихся (примерные вопросы приведены в «Вопросах и заданиях»).
В учебнике рассказывается о правах и обязанностях гражданина РФ, о Конституции и ее гаранте – Президенте. Учащиеся узнают о символах РФ: гербе, флаге и гимне. Школьники узнают, что такое порядочность, совесть и сострадание; доверие и доверчивость; милосердие и сострадание, в чем их отличие от жестокости; насилие и эгоизм; терпимость и терпение. Разбирается, в чем разница между правдой и неправдой, полуправдой и ложью, рассказывается о спутнице лжи – хитрости. Автор знакомит учащихся с традициями различных сословий (дворян, мещан, купцов, казаков, крестьян и т.д.); объясняет, чем одно сословие отличалось от другого, а что между ними общего; что такое сословная честь, какие представления о чести и достоинстве были у русского дворянства; что такое репутация и достоинство, лежащее в основе героизма и благородства; жестокость и равнодушие и к чему они могут привести в жизни. Подробно разбираются правила поведения человека в обществе – нравственные нормы, воспитывающие дисциплинированность, что такое самовоспитание и самооценка. Учащиеся познакомятся с «речевым этикетом», узнают, как начать разговор, привлечь к себе внимание и обратиться с просьбой. Завершает курс «Основы светской этики» разговор о правах и обязанностях учащихся в школе, рассказывается об Уставе школы, регламентирующем права и обязанности учащихся.
Интересные задания для самостоятельной работы (узнайте, что означает герб вашего населенного пункта; придумайте герб своей семьи) делают занятия яркими и увлекательными. Вопросы подразумевают самостоятельный поиск ответов на поставленные задачи, что приучает учащихся работать с различными источниками информации. Учащиеся учатся анализировать свое поведение с точки зрения морали. Учитель может предложить записать новые слова с пояснениями в тетради в качестве домашнего задания. Тестовые задания помогут учителю проверить усвояемость пройденного материала.
В дополнительном материале приводятся рассказы и притчи, которые дополняют затрагиваемые в основном материале темы и которые должны быть проанализированы учащимися с точки зрения пройденного на уроке материала. Школьники узнают о Дне вежливости, для чего и как он проводится. В качестве домашнего задания учитель может попросить учащихся придумать, как бы они провели этот праздник в школе.
В рубрике «Этикет» встречаются интересные экскурсы в историю: рассказывается, как раньше встречали послов; о воспитании дворян; о правилах посещения Эрмитажа, установленных еще императрицей Екатериной II. Учащиеся узнают о современных правилах посещения музеев, выставок, театров и библиотек; познакомятся с правилами поведения за столом и узнают, что такое двойной – показной – этикет и в чем вред сплетен. Вкратце рассказывается об этикете в разных странах, чем он различается и как следует себя вести в незнакомых местах.
 
В состав УМК входят:
– программа курса,
– рабочая программа,
– учебник,
– рабочая тетрадь к учебнику,
– методические рекомендации к учебнику.
 
Учебники линии включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Share/Save/Bookmark