Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
УМК «Основы религиозных культур и светской этики» издательства «Русское слово»

 «Основы религиозных культур народов России». 4 и 5 классы

Споры о необходимости введения в школьную программу предмета, рассказывающего о многовековых традициях народов нашей страны, велись давно. В результате изменений, произошедших в обществе в 90-х годах прошлого века, сменились жизненные приоритеты, обесценилось то, чем дорожило старшее поколение, поменялось отношение людей друг к другу и государству.
В связи с происходящим для обеспечения духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, для знакомства с культурными и духовными ценностями народов России, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в 2010 году в нескольких регионах были пробно введены модули по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» (сейчас курс называется «Основы религиозных культур и светской этики») с учетом региональных особенностей. По результатам апробации они были введены в школьную программу, ведь именно в школе формируются заложенные в семье правила поведения, основанные на знании и уважении культурных и религиозных традиций страны, в которой живешь.
 

Издательством «Русское слово» по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» выпущены учебники по «Основам религиозных культур народов России» для 4 и 5 классов. В учебниках рассказывается об основах различных вероисповеданий, нравственных ценностях, святынях и обрядах. Авторы не ставят своей задачей научить ребенка молиться, они хотят научить его понимать свои культурно-исторические корни, познакомить с памятниками культуры и определяющими культуру православия ценностями. Главная задача этих учебников – сформировать мыслящего, ответственного за свои поступки человека, который будет личностью, а не частью безликой толпы.

 
В учебнике «Основы религиозных культур народов России. 4 класс» А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова учащиеся начинают знакомство с основными религиями России. Предоставим слово заведующей Методическим центром  гуманитарного факультета, старшему преподавателю кафедры истории и социальных наук Ленинградского областного института развития образования О.Ю. Срабовой:
«Отсутствие четкого деления тем учебника на параграфы оставляет учителю свободу в последовательности  их изучения. Содержание учебника дополняют иллюстрации, фотографии, схемы, визуально обогащающие смысловые акценты сложных понятий. Каждую тему сопровождают вопросы и задания, учитывающие закрепление пройденного материала, расширение знакомства с ним и проявление самостоятельности учащихся в его изучении.
Во введении в доступной форме раскрываются две важные темы: причины возникновения языческих верований и монотеизма, что дает возможность учителю организовать деятельность учащихся по двум направлениям: определение сущности человека (душа и тело) и языческое представление человека о мире. Вывести учащихся на осознанное понимание важных религиозных понятий – «пророк», «монотеизм», «заповедь», «спасение души» позволяет текст учебника на страницах 7–9.
Тема 1. Древние предания христиан
Тему можно разделить на две части: события Ветхого Завета до Потопа и события Ветхого Завета после Потопа, которые могут стать темами двух уроков. Учитель может организовать деятельность учащихся в проекции понимания взаимосвязи событий: сотворение Богом мира и людей, их взаимоотношения с Богом, выяснение причин Его недовольства их поступками, необходимость появления заповедей как руководства для счастливой жизни человека. Это дает возможность вывести учащихся на выбор личностных ценностных ориентиров. 
Тема 2. Возникновение христианства
В содержании темы, изложенной доступным для четвероклассника языком, можно выделить важные этапы христианской истории. Изложены основные смыслы учения Христа, к которым можно адресовать внимание учащихся с целью осмысления значения самой важной заповеди Христа, о ее необходимости или невостребованности в жизни современного человека.
Тема 3. Христианская Церковь
Содержание темы в краткой и доступной форме раскрывает сложные церковные понятия. Введение в текст большого количества новых слов и понятий дает возможность учителю организовать самостоятельную деятельность учащихся по составлению таблиц или тестов.
Тема 4. Христианство на Руси и в России
В содержании темы доступным для четвероклассника языком раскрыта история взаимоотношений Церкви и государства, значение Церкви в трагические моменты истории России. Для учителя в данном материале появляется возможность дать самостоятельное задание учащимся, которое будет способствовать формированию умений работать с информацией.
Тема 5. Христианские святые
Тема представляет интересный и достаточный для понимания четвероклассника материал. Учитель может использовать текст для самостоятельной деятельности учащихся: найти и обосновать в тексте свидетельства тех качеств человека, которые присущи святым людям; побеседовать о том, есть ли необходимость явления таких людей в жизни современного общества.
Тема 6. Православный храм
Содержание интересно раскрывает историю возникновения православного храма на Руси. Учитель может использовать текст для следующих заданий: соотнести строительство храмов с историческими деятелями; каждому понятию, связанному с устройством храма, найти свое определение; подготовить карточки, на которых будут изображены знаменитые храмы России или главные части устройства храма.
Тема 7. Христианские праздники и таинства
Сложный материал темы изложен в доступной и понятной форме и дает возможность учителю выстроить самостоятельную деятельность учащихся через определенный ряд заданий. Например: найти и записать события, получившие отражение в христианских праздниках, найти и раскрыть основную суть христианских таинств (заполнить таблицу или составить тесты).
Содержание второй части учебника включает информацию о религиозных культурах, раскрывающих направление развития христианства и мировоззренческие основы других религий.
Тема 8. Католичество
Тема 9. Протестанты
Содержание тем дает в доступной и интересной форме представление о других направлениях развития христианской Церкви. С текстом учебника можно работать в разных направлениях: организовать самостоятельную работу по поиску существенных отличий Протестантской и Католической церквей; выделить основные принципы их деятельности; соотнести и определить названия разных течений с лидерами протестантства.
Содержание Тем 10 (Пророк Муххамад и возникновение ислама), 13 (Иудаизм – древняя религия евреев) и 16 (Кто такой Будда) представляет собой интересный, объемный материал. В работе с детьми его можно использовать как литературное чтение и сопроводить иллюстрациями художественных произведений.
Темы 11 (Во что верят мусульмане), 12 (Мусульманские обряды и обычаи), 15 (Обычаи и обряды иудеев), 17 (Во что верят буддисты) и 18 (Направления и обряды буддизма) объединяет возможность организовать самостоятельную деятельность учащихся: найти в тексте понятия, объединяющие ислам и христианство, различия между христианством и иудаизмом или буддизмом и т.д.; сравнить мусульманские праздники с христианскими, мечеть и храм, что запрещают ислам и христианство.
Проведенный анализ текстов учебника с позиций организации условий для самостоятельной деятельности учащихся позволяет сделать следующие выводы: содержание учебника в основном помогает учителю создать условия для формирования предметных, метапредметных и личных компетенций учащихся. Тексты не перегружены избыточной, трудной для понимания четвероклассников информацией. Содержание учебника корректно раскрывает особенности разных религий, не ущемляет их достоинств относительно друг друга, помогает формировать у учащихся осознание понятий толерантности и уважения к «другому».
Учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова «Основы религиозных культур народов России» можно рекомендовать для изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертых классах начальной школы».
В состав УМК входят:
– программа курса,
– рабочая программа,
– учебник,
– мультимедийное приложение к учебнику,
– методические рекомендации.
 
В учебнике «Основы религиозных культур народов России. 5 класс» А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова и Р.М. Мухаметшина учащиеся продолжают знакомство с основными конфессиями России: авторы подробнее останавливаются на истории православия, буддизма и иудаизма, рассказывают об исламе, католичестве, протестантстве и о традициях религий России.   В конце каждой главы имеется дополнительный материал к теме, пройденной на уроке, и вопросы для проверки усвоения материала.
Во введении авторы напоминают, что было пройдено в прошлом учебном году, и коротко поясняют, что будет разбираться в этом.
Тема 1. Православие в Древней Руси
Авторы рассказывают о зарождении христианства на Руси, о князе Владимире, крестившем Русь, первых монастырях и Иларионе – первом митрополите Киевском и всея Руси русского происхождения. 
Тема 2. Православие в Московской Руси
Тема тесно перекликается с историей. Рассказывается о монгольском периоде Руси и о роли Русской Православной Церкви в «собирании русских земель в единое государство» (с. 12), о том, как Москва стала центром русского православия. Вводятся новые понятия, которые поясняются доступным возрасту учеников языком. Вопросы подразумевают не только работу с учебником, но и самостоятельные размышления учащихся по пройденному материалу.
Тема 3. Православие при царях и императорах России
Тема интересно раскрывает историю учреждения в России патриаршества. Авторы в легкой для восприятия пятиклассниками форме рассказывают об отношениях, сложившихся между царями и Церковью, о христианских подвигах митрополита Филиппа и патриарха Гермогена. Учащиеся узнают о появлении старцев и их роли в православии. Тема дает возможность учителю выстроить самостоятельную работу учащихся путем составления таблиц либо составить написать хронологию событий.
Тема 4. От Советской России до современности
Тема начинается с момента Октябрьской революции, когда на Церковь стала подвергаться гонениям. Многие священнослужители были вынуждены уехать из России за границу, где создали Русскую Православную Церковь Заграницей. «Война заставила советскую власть изменить отношение к Православной Церкви» (с. 28). Но после войны гонения на Церковь усилились и лишь в 1990 годы пошли на убыль. Вопросы в конце темы подразумевают самостоятельную работу учащихся.
Тема 5. Православие в традициях русского народа
Тема раскрывает смысл одного из важнейших христианских таинств – крещения. Рассказывается – с примерами из пословиц, показывающих тесную связь православия и народа, – о важных качествах православного христианина: верности дружбе и милосердии. Тема подразумевает самостоятельную работу учащихся, формирующую умение работать с полученной информацией.
Тема 6. Дом и семья в православии
В теме в доступной для учащихся форме рассказывается о святых Петре и Февронии – православных покровителях семьи и брака. В конце темы учащимся предлагаются вопросы, для ответа на которые им необходимо проанализировать пройденный материал. Данной темой в учебнике заканчивается изучение православия. Как и во всех предыдущих темах учебника, учитель может предложить учащимся самостоятельно выполнить задания для лучшего усвоения темы, например, написать, как празднуется День семьи в их городе или дома.
Тема 7. История ислама в России
В теме рассказывается о второй по массовости после христианства религии в России, ее распространении и основных этапах существования ислама в нашей стране. Учитель может предложить учащимся самостоятельно составить хронологию событий при изучении данной темы.
Тема 8. Ислам в современной России
Ислам в России имеет более чем тысячелетнюю историю. Последователи ислама на территории современной России проживают практически во всех субъектах Федерации. Многие молодые люди приходят в мечеть из уважения к предкам, кто-то из интереса. Этим вопросам и посвящена данная тема. Ко всем незнакомым словам даются пояснения.
Тема 9. Дом и семья в исламе
В данной теме рассказывается о главной школе в жизни мусульманина – семье, об отношении к родителям и детям, об обязанностях детей, о традициях в семье. В дополнительном материале дается история, прочитав которую учащиеся должны подумать, чем она закончилась.
Тема 10. Появление и развитие иудаизма в России
Иудаизм в России появился очень давно – еще в преданиях о князе Владимире рассказывается о послах из Хазарии, предлагавших ему принять иудаизм. В данной теме рассказывается в увлекательной форме о развитии иудаизма в России и жизни иудеев, вводятся новые понятия (кагал, хедер, иешива и т.п.) и даются пояснения к ним.
Тема 11. Иудаизм в СССР и современной России
В данной теме рассказывается об истории иудаизма в России после революции 1917 года и до наших дней. Затрагивается тема Второй мировой войны и страшной трагедии – Холокоста, унесшего огромное количество жизней.  
Тема 12. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
В содержании темы рассказывается об отношении иудеев к семье и браку, о заповедях и путях следования им. Дан интересный дополнительный материал.
Тема 13. Появление и развитие буддизма в России
Тема представляет интересный материал о развитии буддизма в Тибете и появлении его в России. Учащиеся узнают об особенностях тибетского буддизма, в текст вводится много новых понятий (хурул, дуган, дацан и т.д.) с объяснениями значений этих слов.
Тема 14. Буддизм в СССР и современной России
В теме рассказывается о буддизме после Октябрьской революции, во время Великой Отечественной войны и в современной России, раскрывается понятие «пути буддиста».
Тема 15. Буддизм в культуре и традициях народов России
В данной теме рассказывается об основных буддистских праздниках, чему они посвящены и как отмечаются.
В целом учебник А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова и Р.М. Мухаметшина «Основы религиозных культур народов России» может быть рекомендован для изучения предмета «Основы духовно-нравственных культур народов России» в 5 классах начальной школы.
В состав УМК входят:
– программа курса,
– рабочая программа,
– учебник,
– методические рекомендации.
 
Учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

 

Share/Save/Bookmark