Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
Новые модули по «Основам православной культуры» издательства «Русское слово»

В рамках ФГОС начального общего образования курс (модуль) «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» реализует изучение основ православной культуры в предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе.
Модуль «Основы православной культуры» должен опираться также на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начальной школы в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (приказы Минобрнауки России № 69 от 31 января 2012 г. и № 74 от 1 февраля 2012 г.).
Согласно указанным нормативным документам в издательстве подготовлены модули по «Основам православной культуры»:
• О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс,
• А.В. Бородина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс.
Модули соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и входят в систему учебников «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово», включающую также учебники по «Основам светской этики» (автор М.Т. Студеникин) и «Основам религиозных культур народов России» (авторы А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров), прошедших федеральную экспертизу и включенных в федеральные перечни учебников на 2011-12 учебный год. Во всех учебниках линии представлено систематическое изложение содержания курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4 класса в соответствии с ФГОС начального общего образования.
Согласно Примерной основной образовательной программе начального общего образования (раздел 5.2.6.) предметное содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного курса в данных учебниках соответствует образовательным и воспитательным целям преподавания основ религиозных культур и светской этики, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального общего образования, отражает важнейшие основы православной культуры, связанные с духовно-нравственным развитием и воспитанием.
В соответствии с утвержденными материалами ФГОС начального общего образования содержание учебников направлено на:
• знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
С учетом программы ОРКСЭ и обязательного минимума содержания по «Основам православной культуры» (приказ Минобрнауки России № 69 от 31 января 2012 г.) содержание учебника предусматривает раскрытие на доступном для учащихся данного возраста уровне всех основных дидактических единиц стандарта (обязательного содержания).

В состав УМК к каждому из учебников по «Основам православной культуры» входят программа курса, рабочая программа, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, мультимедийное приложение.
Учебники по «Основам православной культуры Российской Федерации» включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Учебники допущены Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и Издательским советом Русской Православной Церкви.

О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина, под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

В первых темах учебника характеризуются понятия культуры, религиозной культуры, православной культуры. Отдельный параграф (тема 1) «Россия – наша Родина» посвящен общегражданским основам духовно-нравственного воспитания, закрепленным в Конституции России, воспитанию основ веротерпимости, культуры межрелигиозного и межнационального общения в нашей стране. В последующих темах учебника проводится раскрытие таких дидактических единиц стандарта, как «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции» (темы 3–7 и др.). Большое место в учебнике занимает характеристика нравственной культуры православия с учетом дидактических единиц обязательного содержания «Любовь к ближнему», «Отношение к труду», «Долг и ответственность», «Милосердие и сострадание» (темы 9, 13–16, 29). Выделяется и характеризуется «Золотое правило нравственности» (тема 17). В историческом контексте затрагивается тематика православия в России, его роли в истории и культуре нашей страны. Отдельные темы посвящены рассказам о православном храме и других святынях христиан, о символическом языке православной культуры, христианском искусстве (темы 22, 23), о православном календаре и христианских праздниках (тема 18). В ряде тем учебника рассказывается о нравственной культуре православной семьи и ее ценностях (14–16, 20, 28).
Содержание основного учебного текста, а также вопросов и заданий к урокам направлено на формирование знаний учащихся об основных понятиях православной культуры, ее истории в России, особенностях и традициях Православия, основных составляющих Предания Церкви, таких, как Библия, священные сооружения (храмы), праздники и святыни. Задания предполагают выработку умений описывать различные явления православной традиции, культуры, устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей, соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры.
Отдельные задания (обычно выделены звездочкой) предполагают выработку умения излагать свое мнение по поводу разных явлений православной культуры в жизни людей и общества, участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение (тема 3, задание 4 и др.). Упражнения, которые могут быть основой для подготовки самостоятельных индивидуальных и коллективных проектных работ школьников, ориентированы на формирование умений осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, готовить сообщения по выбранным темам (тема 4, задание 4 и др.). Все содержание учебника учит выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
Наглядность учебного материала достигается посредством использования различного рода иллюстративных и иных материалов, которые служат для формирования не только универсальных учебных действий, но и образа изучаемого явления. Все представленные иллюстративные материалы имеют хорошее качество, и их использование методически оправданно и связано с основным текстом. В отдельных случаях иллюстративный материал используется для непосредственной учебной работы с текстом учебника (например, в теме 11).
В учебнике реализованы межпредметные связи с такими предметами, как «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение» в начальной школе, «История», «Обществознание» и «Литература» в основной школе. Одновременно имеются и связи с другими модулями курса (темы 1, 3), возможность реализации совместных образовательных и воспитательных мероприятий с участием школьников, обучающихся по другим модулям (4 часа в конце программы курса).
Учебник состоит из Введения, 29 тем и вспомогательного Словаря. В структурном отношении каждая тема состоит из основного текста и рубрики «Вопросы и задания». В основном тексте имеются врезки, содержащие определения основных понятий, примеры, дополнительные материалы. Задания, требующие отдельной подготовки, поиска дополнительных сведений по теме, отмечены звездочкой. Неизвестные и малознакомые для детей слова выделяются курсивом. Их пояснения включены в словарик в конце книги.
Вопросы и задания к каждой теме разработаны на воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом уровнях. В ходе изучения курса у учеников вырабатываются коммуникативные УУД: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Методический аппарат учебника соответствует возрасту учащихся 4 класса. Он составлен в рамках деятельностного подхода к обучению, направлен на проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний.
Аппарат ориентировки учебника удобен для ученика и учителя. Все рубрики обозначаются специальными значками, пояснение которых дано во Введении.

А.В. Бородина. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс

В учебнике четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу русской цивилизации. Книга знакомит не только с основами православной веры, но и с выдающимися достижениями православного искусства: памятниками иконописи, произведениями ремесел, занимательно рассказывает о традициях церковного пения и колокольного звона. Методический аппарат учебника направлен на воспитание умения соотносить нравственные формы поведения с нормами православной религиозной культуры, предполагает развитие у обучающихся основ проектной деятельности. Каждая тема предусматривает (по желанию учителя и обучающихся) самостоятельную разработку связанного с ней проекта на базе изученного материала.
Каждая тема учебника начинается с актуализации основных содержательных единиц, которые учащимся предстоит изучать в течение урока. От основного текста они отделены красочной плашкой. Это ориентирует ученика и учителя на поиск и выделение главного в учебном материале, помогает сформулировать вопросы, ответы на которые будут являться итогом его изучения.
Методический аппарат содержит различные варианты реализации не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов ФГОС. Так, например, учащимся предлагается поразмышлять о последствиях человеческих ошибок как на примере библейской истории, так и современной жизни (задание 1 на с. 73). Активно применяемая в учебнике работа с пословицами и поговорками способствует не только укреплению связей между модулями курса ОРКСЭ, но и актуализации межпредметных связей с другими предметами гуманитарного цикла.
Учебник А.В. Бородиной позволяет с достаточной полнотой освоить различные типы универсальных учебных действий (коммуникативные, познавательные, регулятивные). По результатам курса учащиеся будут уметь пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, соотносить изучаемое духовное содержание с личным опытом; уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур; устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей; излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; уметь приводить примеры-иллюстрации к изучаемому содержанию; уметь грамотно писать и использовать в устной речи новые слова по теме урока; владеть навыками смыслового чтения текстов разных жанров и стилей; владеть навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Первая тема учебника «Россия – наша Родина» в стихотворной, иллюстративной и текстовой формах представляет красоту родной природы, показывает силу любви русского народа к своей стране, выраженную в стихах и песнях.
Темы учебника последовательно раскрывают дидактические единицы обязательного минимума, включая особенности восточного христианства, обрядности и православного церковного искусства, православную символику государственных символов России, устройство православного храма. На страницах книги всеобъемлюще представлен нравственный стержень православного вероучения, отношение к ближнему, к семье, к труду.
Учебник богато иллюстрирован классическими произведениями иконописи и лучшими произведениями русской живописи. Завершает книгу раздел «Основные понятия православной веры».

Метлик И.В., Кочегаров К.А.

Share/Save/Bookmark