Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
Методы урегулирования конфликтов в образовательных учреждениях

Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Рассмотрим, возникающие в школе, группы конфликтов: дети - дети, родители - родители, дети - родители, дети - учителя, родители - учителя, учителя - учителя, учителя - администрация.  

 

Первое место по численности школьных конфликтов занимают конфликты между учащимися. Взаимодействующих между собой учащихся больше, чем взаимодействующих представителей других групп. И навыков бесконфликтного взаимодействия у этой группы меньше. Такие конфликты могут достаточно быстро быть урегулированы педагогом, имеющим некоторые навыки в применении техник медиации.

Что же такое медиация? Медиация это вид деятельности, заключающийся в организации процесса нахождения конфликтующими сторонами решения позволяющего прекратить конфликт. Использование методов применяемых в медиации возможно для решения разного рода конфликтов.

 

 

Вторым из наиболее распространенных конфликтов является конфликт между учителем и учащимися. Знание основ и навыки в использовании методов медиации помогут учителю быстро увидеть назревающий конфликт, разобраться в его причинах и урегулировать его на уровне прямого общения учитель-ученик, не втягивая в конфликт родителей, завучей и других учеников.

 

 

Конфликты рассматриваются как неизбежный спутник социальных отношений: конфликт - это нормальная черта социальных систем и человеческих отношений; конфликт не обязательно деструктивен, он может играть конструктивную роль; конфликт управляем при грамотном к нему отношении.

 

 

Третий по частоте конфликт это учитель - родители, в который зачастую втягивают и ребенка. И опять знание техник медиации позволит учителю урегулировать такой конфликт на уровне его возникновения.

 

 

Каждый человек имеет свою картину мира, свое представление о картинах мира других людей. И действует он исходя именно из этих предпосылок. Даже если цели, декларируемые двумя или более людьми одинаковые, то пути, время, место и средства их достижения могут отличаться. Отличаться могут и представления этих людей о ситуации. Это может обычную жизненную ситуацию делать конфликтной, а каждая сторона будет уверена, что она действует из благих побуждений и в интересах достижения цели декларируемой участниками процесса взаимодействия.

 

 

Как и предыдущий конфликт, конфликт учитель - учитель может быть обусловлен разными картинами мира Но именно взаимодействие разных картин мира дает энергию для развития. И умение управлять этим взаимодействием позволяет делать его более продуктивным. Учителя могут и сами урегулировать свой конфликт, в том числе с привлечением третьего учителя в качестве медиатора. Однако иногда этот конфликт имеет целью привлечение к себе внимания администрации. Тогда в роли медиатора может выступать завуч.

 

 

Следующей группой являются конфликты между педагогами и администрацией. Этот конфликт наиболее трудно преодолим потому, что истинные мотивы конфликта могут существенно отличаться от декларируемых. Умение распознать истинные мотивы, умение коммуницировать, умение слушать и слышать, умение создать комфортную и безопасную обстановку для разрешения конфликта, т.е все то, чему учат медиаторов, позволит сторонам договориться.

 

 

В настоящее время не существует самостоятельной ставки школьного медиатора. Однако, это не означает, что школьная медиация невозможна. Она нужна и возможна, если 3-5 человек в каждой школе получат базовые знания о методах медиации и будут иметь возможность обсуждать конкретные случаи в кругу своих коллег под наблюдением профессионального медиатора.

 

 

Желательно, чтобы в группе, владеющей методами медиации, вместе с учителями был завуч или директор. Некоторыми методами медиации могут овладеть и ученики старших классов. Они могут выполнять эту функцию в своей среде.

 

 

Объединение для обучения представителей из нескольких соседних школ позволит в дальнейшем создать эффективное взаимодействие и развитие этих специалистов.

 

 

В Екатеринбурге Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой, совместно с Новосибирским центром медиации уже подготовлено несколько медиаторов, работающих в школах.

 

 

Эксперименты, по внедрению «Школьной медиации» в отдельных школах России, показали эффективность этих методов для улучшения психологического климата. Руководители получили эффективный и недорогой механизм облегчающий управление школьными коллективами. Учителя получили навыки урегулирования конфликтов на уровне и на этапе их возникновения.

 

 

 

Заказать услуги медиатора: тел. +7909-006-4400; эл.почта:

 

 

 

 

 

 

Сергей Рудный.
 

 

 

 

Запись на обучение : +7909-006-3131; +7909-006-3311; офис: г.Екатеринбург, ул.8 Марта, д.7, офис 72

 

Share/Save/Bookmark