Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЧТЕНИИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И
ЧТЕНИИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С.Д. Томилова
ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург 
 
Все больше педагогов, методистов и родителей склоняются к мысли о том, что дошкольников необходимо не столько подготавливать к формированию навыка чтения, сколько сосредоточить свои усилия на развитии восприятия и понимания прочитанного текста, ведь в зависимости от наличия этих умений у ребенка возрастает интерес к книге. 
Пока еще малыш не научился читать самостоятельно, каждый любящий родитель в силах открыть для него удивительный и захватывающий мир детских книг. Веселые потешки и поучительные басни, добрые сказки и захватывающие приключения – о них ребенок узнает с помощью книг. Цель данной статьи – рассказать, какие занимательные формы книг для детей существуют, как правильно выбрать книгу для чтения и каких авторов лучше читать в том или ином возрасте.
Правильно развивающийся ребенок способен понимать человеческую речь еще до того, как научится говорить сам. Лучше всего он понимает речь родителей, связанную с какой-либо бытовой ситуацией, которую сам и проживает. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чем говорят взрослые.
Для восприятия отстраненного устного рассказа требуются большие усилия и умения. Поэтому воспринимать фольклорный или литературный текст надо учить ребенка  как можно раньше, при этом его способность понимать содержание произведения будет развиваться во время того, как вы рассказываете или читаете ему. Несомненно, большими помощниками будут для вас иллюстрированные книги, ведь тогда малыш может видеть то, что он слышит. Рассматривать такие книги с ребенком можно начинать с первых месяцев жизни. Для этой цели существуют специальные книги-элерманы, страницы которых сделаны из картона. Они не рвутся при неосторожном обращении, их можно даже протирать влажной тяпкой, если случайно испачкали. Издательства предлагают много таких книг разной тематики. Как правило, в них иллюстрация занимает всю страницу, а текст состоит из одной строчки. Такие книги даже не читают, а рассматривают, постигая посредством их окружающий мир. Зачастую ребенок, даже не умея говорить, с интересом включается в работу с такой книгой: показывает предметы, изображенные на иллюстрации.
Очень нравятся детям и книжки-игрушки, в листы которых встроены фигурки животных, сказочных персонажей с двигающимися глазами или, например, птиц с двигающимися клювами. Часто в движение можно привести и саму книгу, снабженную для этой цели колесиками. Очень удобно: сама книжка «приезжает» к ребенку и приглашает его рассмотреть или даже прочитать ее. Для малышей есть «звенящие» книжки-игрушки, снабженные погремушками.
Вообще, издательства сейчас предлагают самые разные занимательные формы книг: есть, например, книжки-подушки, на которых можно спать. Они сделаны из яркой ткани, наполнены синтепоном и представляют собой обложку книги с указанием всех необходимых данных: фамилии автора текста, названия книги, имени художника, издательства. Очень интересны книжки с надувными страницами, которые не тонут в воде и издают при нажатии мелодичные звуки, книжки-вырубки, сделанные в форме того предмета или животного, о котором рассказывается в них, книжки-театры, наполненные панорамными, то есть объемными иллюстрациями, картонными фигурками, которые ребенок может сам приводить в движение.
Все это разнообразие форм служит одной цели: приобщить ребенка к чтению, сформировать у него потребность в общении с книгой. Ведь чем больше читают ребенку, тем быстрее развиваются его воображение, способности в интеллектуальной и эмоциональной сферах. Слушая ваше чтение или рассказывание произведения, ребенок бессознательно отождествляет себя с его героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведется повествование. Если такого сопереживания не происходит, сюжет проходит мимо ребенка, не оказывая на него никакого эмоционального воздействия. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно обращать внимание не только на то, чтобы книга соответствовала возрасту вашего ребенка, но и на то, какие герои там изображены, каковы мотивы их поступков, а также с помощью каких художественных средств автор их изображает.
Условно книги для детей дошкольного возраста можно разделить на несколько возрастных групп.
Для самых маленьких
Существуют так называемые малые фольклорные жанры, специально адресованные детям от рождения до года, – колыбельные, пестушки и потешки. Это короткие стихотворные миниатюры, которые сопровождают движение ребенка в младенческом возрасте. Ими забавляют ребенка, обращаются посредством их к ребенку с речью в любых бытовых ситуациях (при умывании, одевании, кормлении). Ребенок узнает полюбившиеся ему потешки «Ладущки-ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», откликается на игру взрослого, начинает повторять за взрослым не только движения, но и слова. Так, играя, забавляя, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать порой трудные для восприятия сочетания согласных звуков (жки, шки, чки), осваивать грамматический строй языка (однокоренные слова: котя, котенька, коток). Они помогают формировать словарь ребёнка за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего тех предметов, которые близки опыту людей и привлекают их своим внешним видом.   
Ребенку до года произведения лучше не читать, а рассказывать. Используют для этой цели короткие сказки с простым сюжетом:  «Репка», «Курочка-Ряба», «Теремок», «Колобок» и другие. Их необходимо рассказывать малышу, одновременно показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. Эти сказки доступны пониманию малыша. Они представляют собой короткие истории, описывающие какое-то одно событие («Посадил Дед Репку…»), либо представляющие собой цепочку однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). В этих историях используются простые предложения, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно небольшого запаса слов.
Помимо сказок, можно начинать читать малышу стихи для детей, например Агнии Барто из цикла «Игрушки»: «Идет бычок, качается..», «Наша Таня громко плачет» и др. Детям очень нравятся небольшие стишки, состоящие из двух-четырёх и более строчек, понятные им по содержанию, со смежной (близко стоящей) рифмой. Очень часто такие стихи напоминают фольклорные (например, стихотворение Г.Р. Лагздынь «Зайка, зайка, попляши»). В них много звукоподражений («дин-дон, дили, дили», «чах-чах, чу-чу-чу»), которые тоже нравятся детям.
Для рассказывания ребенку в возрасте 1 – 2 лет можно использовать и большие по объёму произведения, такие как «Алёнушка» Е.А. Благининой или «Топ-топ» И. Ильиной, знакомя ребёнка не со всем стихотворением сразу, а с отдельными, близкими ему по опыту и понятными по содержанию фрагментами (частями).
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают сказки и стихи по многу раз, и взрослым не нужно отказывать им в этом желании. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать ее самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь.
Эмоционально малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надежности мира, тогда как плохой способствует развитию всевозможных страхов. Поэтому для особо впечатлительных детей некоторые психологи советуют рассказывать сказки с переделанным концом. Например, Колобка Лиса не съедает, а он также сбегает от нее.  
От трех до пяти
Когда ваш ребенок уже подрастет, на смену простым сказкам приходят увлекательные истории и рассказы. В этом возрасте дети с удовольствием слушают многочисленные книжки популярного детского автора Владимира Сутеева («Под грибом», «Палочка-выручалочка», и другие), сказки в стихах любимого многими поколениями Корнея Чуковского («Телефон», «Мойдодыр», «Айболит»), стихи Самуила Маршака («Усатый-полосатый», «Вот какой рассеянный» и другие), а также его переводы детских английских стишков (стихи Матушки-Гусыни). Также в рекомендуемый список для чтения можно включить народные сказки «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и другие. Необходимо учитывать, что некоторые из сказок К. Чуковского пугают малышей (например, «Крокодил»), и их лучше читать не раньше пяти-шести лет.
Сказки и рассказы для этой возрастной группы уже немного длиннее, как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных друг с другом по смыслу. Взаимоотношения героев становятся более сложными, эмоционально насыщенными, также усложняются диалоги. Для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов. «Хэппи-энд» и отсутствие страшных деталей, по-прежнему остается важным фактором. Именно поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи.
Полюбившиеся истории ребенок будет охотно слушать, с удовольствием проживая ситуации, в которые попадают любимые герои, а, начав читать самостоятельно, он вернется к ним вновь. Лучше выбирать издания с крупным шрифтом и их сопровождают многочисленными яркими картинками, которые помогут преодолеть вашему «книгочею» трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Учимся, играя!
В отдельную категорию можно вынести забавные рассказы и увлекательные приключения для детей примерно от 5–6 до 8–9 лет. Книги этой категории очень разнообразны. Здесь есть истории на любой вкус: и волшебные сказки разных народов в пересказе для детей, и забавные приключения (например, приключения Незнайки, Буратино или семейства Муми-троллей), веселые истории Г. Остера и Э. Успенского, а также увлекательные повествования Алана Милна и Н.Носова. Всех их объединяет захватывающий сюжет, это истории с продолжением, которые связаны центральными героями. В этом возрасте ребенок увлеченно слушает и воспринимает эти сказки и книжки, однако если до школы ребенку читали очень мало, ему, возможно, будет трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребенку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. Дети, которым много читают или они читают самостоятельно, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг, ориентированные на ребятишек постарше (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7–11). Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его «Денискиными рассказами», В. Голявкин с его «Тетрадками под дождем», Н. Носов со знаменитыми «Приключениями Незнайки и его друзей», Э. Успенский с «Крокодилом Геной» и «Дядей Федором», Т. Александрова с «Кузькой». Кроме того, к классике детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги «Ежик в тумане», Юрия Коваля и его пародии на детектив «Приключения Васи Куролесова», а также его лирическую книгу «Чистый Двор», выдержавшую много изданий. Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга «История про поросенка».
Для самых продвинутых
Если ребенок полюбил чтение, с удовольствием слушает, а главное, понимает сказки и книги, ему вполне можно предложить и более сложные истории, интересные, как правило, старшим дошкольникам: В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Р. Киплинг «Маугли», Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» – эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны для понимания многим дошкольникам. В этих историях картина мира становится уже более сложной, героев – больше, их взаимоотношения и диалоги разнообразнее. Они переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, а их взаимоотношения могут изменяться по ходу развития сюжета. Сложнее становится и сама структура текста: удлиняется и становится более разветвленным сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний, добавляются описания природы, авторские отступления и размышления героев, на одну и ту же ситуацию даются взгляды разных персонажей.
Поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребенку лучше читать их вместе с родителями, даже если он уже вполне прилично читает сам. В качестве примера для рекомендуемого чтения можно выделить следующие книги: Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране чудес»,  «Алиса в Зазеркалье»; Джеймс Барри «Питер Пэн и Венди», Эрнст Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; Павел Бажов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Золотой волос»; Андрей Некрасов «Приключения капитана Врунгеля» и многие другие.
В заключение хотелось бы отметить, что развитие у ребёнка интереса к чтению позволяет заложить основу его общей культуры и потому его можно считать одной из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.
В то же время чтение художественной литературы является и эффективным средством  познавательно-речевого развития дошкольника, способствует  быстрому и заинтересованному познанию окружающего мира, дает образцы поведения, учит понимать особенности взаимоотношений между героями книг, мотивы их поступков.
Чтобы чтение художественной литературы доставляло ребенку удовольствие и вызывало интерес, можно предложить взрослому некоторые виды  совместной с детьми художественно-речевой деятельности:
– рассматривание иллюстраций к произведению;
– предшествующее чтению прогнозирование содержания будущего чтения: «О ком это произведение?»; «Судя по названию, как ты думаешь, что в ней могло произойти с героями?» и т.п.;
– обсуждение прочитанного произведения (в центре обсуждения – особенности сюжета, нравственные и иные проблемы, затронутые в произведении, изобразительно-выразительные средства произведения и пр.);
– свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций;
– озвучивание, иллюстрирование, конструирование и другое.
Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребёнком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности.

Share/Save/Bookmark