Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
О приоритетных направлениях в подготовке научных кадров для системы дошкольного образования

О приоритетных направлениях в подготовке научных кадров для системы дошкольного образования
 
Л.В. Моисеева (Россия, Екатеринбург)
 
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
 
Развитие научных исследований в области дошкольной педагогики и дошкольного образования обусловлено существующими проблемами в связи с реализацией в субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» на 2011-2013 годы,Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Изучение инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений в России дало нам основание к убеждению в необходимости подготовки кадров высшей квалификации для системы дошкольного образования.
В настоящее время возникает острая необходимость в формировании готовности управленцев муниципалитетов к проектированию вариативных моделей модернизации дошкольного образования, адаптированных к условиям конкретного образовательного учреждения в конкретном субъекте РФ как на основе изученного инновационного опыта, так и выявленных педагогических рисков и ошибок.
Уральский государственный педагогический университет с 2011г. начал подготовку менеджеров для системы дошкольного образования. Практическая значимость подготовки кадров направлена на решение актуальных проблем современной системы дошкольного образования, связанных с недостаточным уровнем готовности руководителей дошкольных образовательных учреждений к системным обновлениям ДОУ; малой включённостью дошкольных образовательных учреждений в процессы системных обновлений дошкольного образования; высоким уровнем разобщенности образовательного пространства дошкольного и начального общего образования.
Публичная отчетность дошкольных учреждений перед сообществом должна послужить средством обеспечения изменений в системе управления в новых условиях внедрения ФГТ. Исследованию подлежит управление процессом PR в ДОУ: характеристика этапов осуществления программы PR, исследование, планирование, действия и коммуникации по реализации программы, оценка программы развития ДОУ.
С этой целью необходимо разработать общую методологию проектирования ООП на основе усвоенных менеджерами модернизационных идей и учета созданных в настоящее время ресурсов для реализации вариативных моделей модернизации дошкольного образования. Новизна планируемых исследований определяется направленностью их на создание условий для организации деятельности по управлению на муниципальном уровне в условиях проектирования вариативных моделей модернизации дошкольного образования. Это разработка проблемы формирования концептуального ядра модели модернизации муниципальной системы дошкольного образования. Разработка пакета нормативных актов, регулирующих модернизационную деятельность руководителей ДОУ; проектирование основной общеобразовательной программы, адаптированной к условиям конкретного ДОУ, проектирование системы мониторинга доступности и качества дошкольного образования. Внедрение нового поколения программно-методического обеспечения дошкольного образования; создание единого образовательного пространства дошкольного и начального общего образования, единых требований детского сада и школы к уровню функциональной готовности детей к школьному обучению; формирование системы одаренности в раннем возрасте; создание системы мониторинга качества дошкольного образования. Магистранты УрГПУ, обучающиеся по программе «Менеджмент в сфере дошкольного образования2 занимаются разработкой следующих направлений научных исследований. Это :
«Управление модернизацией ДОУ в условиях системных обновлений». «Независимая система оценки качества дошкольного образования на уровне региона (муниципалитета)». «Модель городского и сельского дошкольного образования и его организационные формы». «Проектирование и условия реализации основной общеобразовательной программы ДОУ» «Образовательная программа ДОУ как модель организации образовательного процесса в ДОУ» «Теоретические основы подготовки специалистов-менеджеров муниципальной системы образования к управлению внедрением ФГТ»; «Нормативно-правовое и методическое обеспечение функционирования и развития системы дошкольного образования на современном этапе».
«Коммуникации менеджеров дошкольного образования как ресурс системных обновлений в ДОУ». «Методическое сопровождение менеджмента как фактор обеспечения модернизации дошкольного образования в условиях внедрения ФГТ». «Управление образовательными системами, ориентированными на индивидуальные особенности образовательного контингента». «Взаимодействие ДОУ с родителями, общественными организациями и региональными органами власти в рамках государственно- общественного управления образованием».
«Особенности финансово-хозяйственной деятельности негосударственных образовательных учреждений». «Управление конфликтами в организации дошкольного образования». «Педагогические условия развития ключевых профессионально - педагогических компетенций воспитателя ДОУ».
«Профилактика профессионального выгорания воспитателя ДОУ». «Динамика формирования интегративных качеств воспитанников ДОУ в каждый возрастной период». «Маркетинговая стратегия ДОУ», «Построение дерева целей маркетинговой стратегии». «Формирование фонда целевого капитала (эндаумент) как основы развития ресурсной базы ДОУ».
 «Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений как условие качественной реализации ФГТ в системе дошкольного образования в условиях модернизации системы дошкольного образования». «Разработка новых требований к профессиональным и личностным качествам воспитателя как основы формирования новой стратегии управления персоналом при переходе к ФГТ».
«Проектирование мероприятий по управлению формированием научно-методического ресурса ДОУ в условиях внедрения ФГТ». «Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как компонент и условие управления гуманитарной информационно-образовательной средой ДОУ.»
«Научный менеджмент как новая форма подготовки научно исследовательских кадров в области педагогики и психологии здоровья».
«Презентация диссеминационных продуктов ДОУ как средство обеспечения изменений в системе управления в условиях внедрения ФГТ».
 
Таким образом, подготовка магистров педагогики и их диссертационные исследования будут способствовать модернизации системы дошкольного образования. Формирование у магистрантов умений проектирования муниципальных моделей модернизации дошкольного образования является необходимым условием развития региональной системы дошкольного образования.

Share/Save/Bookmark