Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

 ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ОСНОВА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
 
С.Д. Томилова
ФГБОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург
 
В настоящее время отмечается особенный интерес к обновлению содержания дошкольного образования. Во многих педагогических исследованиях (В.В. Абраменкова, Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.В. Лазарева, Л.В. Трубайчук, О.С. Ушакова, О.В. Чиндилова, Р.М. Чумичёва, А.Ф. Яфальян) особенно подчеркивается необходимость активизации самостоятельной деятельности детей, развития их творческого потенциала, участия детей в привлекательных для них видах деятельности. Все это нашло отражение в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2010 г.) (далее - ФГТ), где провозглашен комплексно-тематический подход в проектировании образовательного процесса с дошкольниками. В документе также подчеркнуто, что образовательная деятельность с детьми по десяти образовательным областям («Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Социализация», «Физическая культура». «Здоровье», «Безопасность») должна представлять собой единое целое, определенную систему с взаимосвязанными элементами. Таким образом, интеграция данных десяти образовательных областей – это  основополагающий принцип развития современного дошкольного образования. Цель данного процесса – формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум. Интеграцию здесь нужно понимать как одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей.
Нам кажется особенно важным, что при этом задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей дошкольного возраста должны решаться не только интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей, но инаряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.Поскольку из всех образовательных областей нас больше всего интересует «Чтение художественной литературы», особенно отрадно отметить, что в ФГТ зафиксирован статус художественной литературы и как вида искусства, и как важного фактора воспитания и социализации детей. Так, в ФГТ отмечено, что содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижениецели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующихзадач:
·          формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
·          развитие литературной речи;
·          приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Таким образом, в ФГТ существенно переосмысляется роль ознакомления детей с художественной литературой, поскольку подчеркнута необходимость приобщать детей к словесному искусству в его эстетической сущности. Напомним, что ранее в практике обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях работа с художественными произведениями рассматривалась как раздел методики развития речи, то есть имела вторичный характер. Литературное произведение не изучалось в единстве содержания и формы, а являлось лишь средством для решения задач нравственного и трудового воспитания или ознакомления детей с окружающим миром, что неизбежно приводило к понижению статуса литературных произведений для детей и их обесцениванию. В результате ребенок в дошкольном детстве, сензитивном к усвоению эстетических переживаний (А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина), не мог постичь образность художественного слова, у него формировалось отношение к художественному тексту как к прямому отражению реальности, он привыкал извлекать из литературного произведения лишь фактическую информацию.
В данном же случае в ФГТ подчеркнуты специфические задачи работы с художественным текстом, определяемые функциями художественной литературы, что несомненно будет направлено на общее  литературное развитие дошкольников.
Если посмотреть на образовательные задачи, которые решает педагог в процессе приобщения детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии, – то первая, самая важная из них (исходя из эстетической функции искусства) будет постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы. И здесь мы можем выделить следующие умения (с опорой на компоненты эстетической деятельности восприятия и понимания художественного произведения детьми), которые необходимо сформировать у дошкольников в процессе ознакомления с литературным произведением:
1.       Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью:
-          сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений.
-          воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки), созданные авторским словом;
2.       Умения, связанные с осмыслением содержания произведения:
-          понимать тему произведения;
-          понимать основную мысль произведения;
-          входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении;
-          понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию.
3.       Умения, связанные с осознанием формы произведения:
-          понимать, что главное в произведении – отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение);
-          выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.).
4.       Умения, связанные с осознанием языковых особенностей произведения:
-          улавливать образный строй художественной речи;
-          понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл;
-          выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, метафору, эпитет и др.).
Большинство из перечисленных умений решают и другие образовательные задачи. Так, первая группа перечисленных умений непосредственно связана с образовательной задачей социализации ребенка  – его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни. Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Вторая группа умений связана с задачами познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка. Коллизии многих художественных произведений помогают детям разобраться в мотивах поступков героев, а также в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. Беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свобод­ного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овла­дению нормами русской речи, а также  формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.
Художественная литература является и мощным стимулом развития творческих способностей детей, решая еще одну образовательную задачу. Естественное стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.
Таким образом, опираясь на эстетическую функцию искусства при ознакомлении ребенка с литературным произведением, можно увидеть связь образовательных задач развития детей при чтении художественной литературы с задачами других образовательных областей.
 
Список литературы:
1.                О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 5.
2.                Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. –   Л.,1990.
3.            Энциклопедический социологический словарь. –  М., 1995.

Share/Save/Bookmark