Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
Умные игрушки: о роли игрушки в формировании словаря ребенка раннего и дошкольного возраста

 

Кусова М.Л..
Екатеринбург
Умные игрушки: о роли игрушки в формировании словаря
ребенка раннего и дошкольного возраста
Предметный мир современного ребенка чрезвычайно богат, и это богатство безгранично: достаточно заглянуть в магазины, реализующие игрушки для детей и нередко имеющие название «Умные игрушки», «Развивающие игрушки». Являясь обычным рекламным ходом, такие названия нередко побуждают взрослого к мысли о том, что сам факт наличия подобных игрушек у ребенка обеспечит его развитие, поможет ребенку в освоении окружающей действительности. Рациональное зерно этой мысли заключается в том, что игрушка станет умной, если рядом с ребенком находится взрослый, который поможет ему в игровой деятельности овладеть картиной мира.
 

Формирующаяся в сознании ребенка картина мира может быть соотнесена с различными единицами системы языка, но в возрасте до семи лет особенно значимой является лексическая картина. Слово воспринимается ребенком как центральная единица системы, всеми другими единицами ребенок овладевает через посредство слова: звуками речи, морфемным составом слова, структурой предложения. А.А.Леонтьев отмечает: «Мир презентирован человеку через систему предметных значений, как бы наложенных на восприятие этого мира. … Язык и есть система ориентиров, необходимая для деятельности в этом вещном и социальном, одним словом – предметном, мире» (Леонтьев 1999:268, 272). Поэтому, обращаясь к игрушке, мы остановимся именно на том, как в процессе общения с игрушкой формируется словарь ребенка.

   Первоначально ребенок усваивает слово как единицу, имеющую значение, определенное его номинативной функцией. Усвоение слова происходит в общении с взрослым только с опорой на контекст и собственную речевую деятельность ребенка. То, насколько игрушка «умна», в данном возрасте зависит только от взрослого. Взрослый, предъявляя ребенку слово, называющее игрушку, учитывает особенности этого слова, организует деятельность ребенка так, чтобы новое слово ребенок воспринимал, а в дальнейшем использовал в словосочетании, предложении. «Это собачка», – говорит взрослый, и далее продолжает: «Как собачка лает? Ав-ав? А как собачка бегает?» В подобных диалогах, порой кажущихся взрослому примитивными, ребенок учится соотносить слово с явлением действительности, получает образцы употребления слова в речи. При этом важно, чтобы игрушка соответствовала обозначаемому явлению: медведь не был зеленым, а зайчик – красным. Играя с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста, взрослый должен четко назвать игрушку, показать и обозначить словом способы действия с этой игрушкой, таким образом опосредованно представляя предмет или явление реальной действительности. 
Значение слова уточняется и благодаря действиям самого ребенка с предметом, поэтому общение ребенка с игрушкой предполагает использование практических приемов: потрогать, погладить, попробовать на вкус, благодаря чему обеспечивается сенсорная база для понимания и уточнения значения слова, поэтому к «умной» игрушке для детей данного возраста предъявляется еще одно требование: она должна легко и хорошо обрабатываться.
В раннем и младшем возрасте слово для ребенка является знаком действительности, причем ограниченного ее фрагмента в силу буквальной связи предмет – слово и значение слова определяется появившимся в сознании ребенка образом предмета и результатами его сенсорных обследований. В этом возрасте ребенок усваивает лишь те слова, за которыми стоят явления реального мира: кошка, машина, дом, кукла, мяч и т.п.; что определяет выбор игрушек и их разнообразие. Например, набор пирамидок «Колобок» для детей данного возраста будет интересен: это известная им сказка (вспомним, что детей данного возраста отличает наивно-реалистическое восприятие произведения), тогда набор со сказочной феей привлечет внимание лишь как набор с куклой. В игровом уголке ребенка должны быть сюжетные игрушки: куклы, машинки; игрушки-животные, строительный материал, мячи, матрешки и т.п. Рассматривая с ребенком куклу, взрослый называет части тела, машинку – части машины, строя гараж для машины, взрослый называет строительный материал (кубик, кирпичик, цилиндр), обращает внимание на цвет, размеры, форму используемых деталей, сопоставляет эти детали, учит сопоставлению самого ребенка.
Существует прямая зависимость между «размерами» мира, в котором находится ребенок, и его словарем: чем больше «размеры» этого мира, тем все более богатым и разнообразным становится детский словарь. Говоря о рамках мира, мы помним, что взрослый раздвигает эти рамки различными способами, в том числе благодаря игрушкам и игровой деятельности ребенка, поэтому основополагающими принципами словарной работы являются принцип опоры на познавательную деятельность самого ребенка, принцип связи словарной работы и ознакомления ребенка с окружающим миром, принцип наглядности. Известно, что не названное словом остается непознанным, однако и при условии наличия предмета без его обозначения процесс познания также состояться не может. Соотносимый со словом образ первоначально в сознании ребенка определяется реальным предметом в действительности. Следовательно, взрослый учит ребенка играть с каждой игрушкой, проговаривая весь процесс, определяя тот фрагмент мира, в который включен обозначаемый игрушкой предмет.
Познание предметного мира однозначно определяет, какие блоки лексических единиц, в какой последовательности появляются в детском словаре. Выбор игрушек должен определяться потребностями, связанными с этим процессом. Поэтому на четвертом году жизни у ребенка появляются наборы игрушек «Мебель», «Посуда», «Доктор», «Парикмахер», другие наборы инструментов, к игрушкам-животным родного края добавляются новые, представляющие животных иных широт и т.д. При этом взрослый по-прежнему активно включается в игру: рассказывает о назначении предметов, их отличиях, функции предметов, а ребенок учится использовать новые слова в разговоре с взрослым.
Как и ранее, для уточнения значения слова широко используется сенсорное обследование, но названные приемы направлены не только на увеличение детского словаря, но на его активизацию. Взрослый не просто называет во время показа игрушек лексические единицы, но и рассказывает о демонстрируемых предметах, используя эти лексические единицы, побуждает ребенка к повторению слов и отдельных фрагментов собственного высказывания, используя договаривание. Используя игрушку, взрослый помогает ребенку организовать познавательную деятельность, обеспечивает условия этой познавательной деятельности. Следовательно, игрушка в общении с детьми раннего и младшего возраста помогает обогащению словаря ребенка, овладению детьми все новыми группами слов: от названий предметов к действиям с предметами и их признакам.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляется ролевое взаимодействие, которое также должно быть обеспечено игрушками. Однако для детей данного возраста уже не так важна конкретная соотнесенность игрушки с реальной действительностью. Напротив, взрослому необходимо помнить, что подобно тому, как ребенок принимает в игре какую-либо роль, так и определенная функция приписывается игрушке. Чаще такая функция принадлежит деталям детского конструктора, которые, будучи соединенными определенным образом, могут представлять танк, самолет, поезд с пассажирами и т.п., просто могут представлять какие-либо бытовые предметы.
Помогая ребенку организовать игровую деятельность, взрослый обращает его внимание на предназначение предметов, связь реальных предметов, их использование человеком. Меняется роль игрушки в овладении ребенком словом: игрушка помогает соотнести со словом не столько предметный мир, сколько процессуальный: увидеть действия человека с тем или иным предметом. Новые лексические единицы, появляющиеся в речи, ребенок использует не столько в общении с взрослым, сколько в разговоре с другими детьми. Подчеркнем, что наряду с уже обозначенными принципами формирования словаря детей дошкольного возраста с помощью игрушки: взаимодействие с взрослым, опора на познавательную деятельность детей – следует добавить принцип опоры на процесс коммуникации, т.к.   в игровой деятельности детей происходит   формирование коммуникативной компетенции, умения использовать языковые средства в различных ситуациях общения. В среднем дошкольном возрасте с помощью игрушки уточняется словарь ребенка, поскольку уточняются его представления о реальной действительности, появляется мотивация использования новых слов в речи.
Игрушки для детей раннего и младшего возраста мы смогли перечислить, смогли очертить круг игрушек для детей среднего дошкольного возраста. Очевидно, что такой перечень сложно сделать для детей старшего дошкольного возраста, поскольку от явлений ближайшего окружения ребенок постепенно переходит к более отдаленному кругу явлений, устанавливая при этом определенные связи между ними. А.А. Леонтьев таким образом определяет восприятие человеком действительности: «Наиболее непосредственная ситуация встречи человека с миром – это непрекращающееся движение сознания в актуально воспринимаемом образе мира. Каждый из нас, воспринимая мир через образ мира, постоянно переносит светлое поле внимания с одного предмета на другой. Таким образом, в нашем образе мира … все время высвечивается отдельный предмет, а затем внимание и сознание переключается на другой – и так без конца» (Леонтьев 1999:269). Внимание ребенка привлекает социум, в сюжетно-ролевой игре дети разыгрывают различные социально значимые ситуации, и игрушка необходима ребенку как атрибут ситуации. Меняется роль игрушки в формировании словаря ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок сам рассказывает об игрушке, следовательно, игрушка используется взрослым как средство активизации детского словаря в отличие от предыдущих возрастных групп, где игрушка использовалась прежде всего как средство обогащения лексикона.
Следовательно, быть умными и реализовать развивающую функцию могут любые игрушки, отвечающие педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. Но будет ли эта функция реализована, зависит только от взрослого, от понимания взрослым того, какие именно задачи воспитания и обучения ребенка могут быть решены с помощью данной игрушки.
 

Литература

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М., 1999.
Сведения об авторе: Кусова Маргарита Львовна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «УрГПУ»


 

Share/Save/Bookmark