Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА

Дёмышева А.С.,
Екатеринбург, УрГПУ
 
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК СОВОКУПНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА
 
В период дошкольного детства через познание системы общественных отношений и системы социально-значимых средств вхождения в эту систему ребенок отражает в своем сознании картину мира, которая является средством вербализации окружающей ребенка действительности. В процессе же формирования ребенка как личности, части социума, происходит постепенный процесс развития его сознания от элементарных форм отражения до развитых форм сознательного отражения действительности.
В процессе познания окружающей действительности в сознании носителя языка вербализуется картина мира. В ее формировании принимают участие все стороны психической деятельности человека, начиная с ощущений, восприятий, представлений и заканчивая высшими ее формами – мышлением и самосознанием человека.
Понятие «картина мира» относится к числу фундаментальных понятий, отражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшее условие его существования в мире. Термин «картина мира» впервые появился в трудах Л. Витгенштейна, посвященных исследованиям в области философии и логики. В дальнейшем он начинает употребляться и в других науках, центром изучения которых является человек и его взаимодействие с окружающим миром.
Язык является важнейшим компонентом жизнедеятельности человека. И является  не только средством передачи информации или общения, но и средством формирования мировоззрения человека через отражение реальной действительности.
Язык имеет свое содержание, но оно лишь форма другого содержания, которое можно назвать лично-объективным на том основании, что, хотя в действительности оно составляет принадлежность только лица и в каждом лице различно, но самим лицом принимается за нечто, существующее вне его. Это лично-объективное содержание стоит вне языка.
Всякий язык, обозначая отдельный предмет, в действительности созидает: он формирует для говорящего на нем народа картину мира. Язык, будучи системой мировидения, оказывает регулирующее воздействие на человеческое поведение: человек обращается с предметами так, как их преподносит ему язык.
Картина мира представляет собой чрезвычайно сложное явление, она вариативна, изменчива. Одновременно в ней есть константы, присущие каждому индивиду, обеспечивающие взаимопонимание людей. Понятие «картина мира» относится к числу фундаментальных, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире.
Языковая картина мира выделяется из всех других картин мира (художественной, мифологической, религиозной, физической, химической и т.д.) своей универсальностью и интегральностью: в ней фиксируются результаты всей человеческой деятельности, получает отражение информация из всех областей человеческого знания. Данное утверждение вытекает из самого понимания языка как универсального средства передачи и хранения информации.
Таким образом, языковая картина мира может быть определена как совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике. Положение о том, что человек видит мир сквозь призму языковой картины мира и что именно языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру, задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к миру, представляется нам излишне категоричным, ибо данные функции выполняет, очевидно, картина мира, в то время как языковая картина мира есть своеобразная материальная форма, в которой картина мира закрепляется и реализуется.
В процессе познания человек, пройдя ступени непосредственного восприятия и логического осмысления, создаёт номинативные единицы языка, формируя словарный состав, отражающий объективную картину мира, связанную с социально-историческим опытом и культурно-национальными особенностями общества. Этот процесс начинается еще в период дошкольного развития и имеет приоритетное направление в речевом развитии дошкольника.
Выделяются несколько видов языковой картины мира в зависимости от единиц языка, с помощью которых происходит вербализация действительности. К таким видам можно отнести морфологическую, лексическую, синтаксическую, фразеологическую картины мира. Среди перечисленных картин мира приоритетная позиция принадлежит лексической картине мира, на описании которой мы остановимся более подробно. Приоритет лексической картины мира по отношению к морфологической, синтаксической объясняется тем, что количество лексических единиц в языке неизмеримо больше, чем других. Отсюда ее огромные преимущества по сравнению с иными видами языковой картины мира. Лексика современного русского языка представляет собой сложную систему, в которую входят обширные группы слов различного происхождения, сферы употребления, стилистической окраски. Поскольку лексика непосредственно обращена к действительности, в ней отражаются все жизненные преобразования, лексический состав находится в непрерывном движении. В отличие, например, от морфологической картины мира, которая изображает мир весьма абстрактно, лексическая система языка позволяет смоделировать мир в достаточно красочной форме, в ней легче, чем в других, обнаружить «мировоззренческую» природу языковой картины мира. Именно в лексической картине мира в большей степени отражается связь языка и действительности.
Подобное понимание позволяет определить языковую картину мира не как отдельный, удобный для анализа фрагмент лексики, а как картину в целом, как целостное изображение языком всего того, что существует в нас и вокруг нас. На основании выделенных особенностей под языковой картиной мира мы будем понимать универсальную систему знаний о мире, зафиксированных в языковой форме и характерных для всех носителей языка.
Язык, как известно, является одним из компонентов культуры как продукта социальной активности человека и одновременно одной из форм созданной человеком культуры. В языке отражается весь познанный и практически освоенный человеком мир, а также сам человек как часть этого объективно существующего мира. В этом смысле языковая личность – это некое звено, соединяющее реально существующий мир и язык, отражающий этот мир.

Share/Save/Bookmark