Designed by:
Ils Ilya Semenyuk
Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Вдумчивое чтение»

Посашкова Е.В.,
кандидат филологических наук,
доцент УрГПУ
 
Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Вдумчивое чтение»
 
В связи с утверждением образовательных стандартов общего образования второго поколения появились новые возможности для художественно-эстетического и литературного развития учащихся начальных классов. Как сказано в нормативных документах, организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Исходя из данных положений Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, предлагаем рассмотреть и программу «Вдумчивое чтение».
По мнению Н.Н. Сметанниковой, председателя Российской Ассоциации чтения, одной из важных задач современной школы является формирование круга досугового чтения современного ребенка, а также освоение им культуры чтения, формирование необходимых для этого умений и технологий работы с текстом. Если этого не происходит в детстве, то маловероятно обращение человека к книге в последующей жизни.
Цель программы «Вдумчивое чтение» – внедрение системы занятий по внеклассному чтению, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях в школе в процессе внеурочной деятельности. Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать и более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, эффективному формированию читательской компетенции, рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.
Программа «Вдумчивое чтение» рассчитана на учащихся 2 – 4 классов начальной общеобразовательной школы, увлекающихся художественной литературой и литературно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю по 30-40 мин. Продолжительность курса занятий в начальной школе определена из расчета 34 часа (по одному часу в неделю).
Содержание, методы и приемы программы носят личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер. В ходе школьники осваивают разные виды и направления внеурочной деятельности занятий: обучающиеся читают книги и обмениваются своими читательскими впечатлениями, участвуют в дискуссиях и литературных проектах, викторинах, литературных играх (игровая, познавательная деятельность), посещают литературные музеи своего города, театры и кинотеатры с целью просмотра спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, поставленных по мотивам изучаемых художественных произведений, создают собственные литературные произведения (художественно-эстетическая деятельность). Многопредметность внеурочной деятельности в рамках программы «Вдумчивое чтение» позволяет совместить также краеведческую деятельность, проблемно-ценностное и досуговое общение младших школьников. В 3 и 4 классах возможно осуществление ряда социально-ориентированных проектов (социальное творчество).
В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской, однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы.
Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства, большое внимание уделено формированию мотивации чтения у младших школьников, формированию умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. Наряду с чтением произведений (как вслух, так и «про себя») на занятиях широко используется аудирование – активное слушание художественных текстов. В русле данной программы активно используются методы стимулирования детского художественного творчества – сочинительство, коллективное обсуждение творческих работ, графическое иллюстрирование, инсценирование и т.д.
В соответствии с «Классификацией результатов внеурочной деятельности учащихся» результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. Все эти результаты будут достигнуты в ходе освоения программы «Вдумчивое чтение».
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний в области литературы, повышение читательской компетентности учащихся, расширение читательского кругозора – достигается с помощью бесед, дидактических игр, викторин, совместного со взрослым чтения и слушания книг, участия в литературных олимпиадах, исследовательских проектах, читательских конференциях, культпоходах в театры, литературные музеи. На этом уровне особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, библиотекарем, которые становятся авторитетными руководителями чтения и ведут ребенка за собой.
Второй уровень результатов – получение опыта эстетического переживания, формирование внутренней мотивации чтения, повышение читательской самооценки и удовлетворенности результатами внеурочной деятельности – достигается с помощью непосредственного общения детей друг с другом. Ценностное отношение школьников к чтению, к книге, к искусству слова во многом формируется в общении со сверстником, здесь ребёнок вербализует, проверяет и отстаивает свои духовные ценности. Для достижения этого уровня важны такие методы и приемы, как проблемные дискуссии, диспуты, в которых ученик осваивает умение отстоять свое читательское мнение, дать адекватную самооценку своей читательской деятельности.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, рост читательской активности, увеличение читательской самостоятельности, развитие литературно-творческих способностей – достигается благодаря взаимодействию школьника в открытой общественной среде в ходе таких социальных акций, как: сбор книг, литературные праздники и благотворительные концерты для воспитанников ДОУ, детей из домов-интернатов, участие в городских, областных и всероссийских литературно-творческих акциях и мероприятиях.
Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» включает программу, учебные пособия впомощь учащимся 2, 3 и 4 классов – для каждого класса создана красочная рабочая тетрадь «Читательский портфель». В методический аппарат тетрадей входят, помимо художественных текстов, разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера – тесты, викторины, кроссворды, литературные игры, памятки и анкеты для читателя, обширная информация о писателях. Это позволяет индивидуализировать процесс литературного образования учащихся.
Для совершенствования литературоведческих и методических компетенций учителя разработаны методические пособия: в них представлено тематическое планирование занятий на учебный год; дана информация о писателях и изучаемых произведениях, а также развернутое изложение хода всех занятий с указанием целей, задач и приемов работы.
Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтению» прошел пятилетнюю апробацию в школах Свердловской и Челябинской областей и получил одобрение учителей-практиков. Как показывает опыт, занятия проходили так, что детям было интересно – читать, делиться читательскими впечатлениями, отстаивать свое мнение, пересказывать, рисовать иллюстрации, играть и отгадывать кроссворды, сочинять творческие работы, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное.
Подробную информацию о программе «Вдумчивое чтение» можно найти на личном сайте автора программы: http://www.lit-studia.ru

Share/Save/Bookmark